Основная общеобразовательная программа-образовательная программа дошкольного образования
Описание образовательной программы
Основная
общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного
образования (далее по
тексту ООП) Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного
учреждения - детского
сада № 487 является нормативно-управленческим документом
дошкольного учреждения, характеризующим специфику содержания
образования, особенности организации
воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых
образовательных услуг.
Образовательная
программа направлена на разностороннее развитие детей с 3 до 8 лет в группах
общеразвивающей направленности сроком на 5 лет обучения с учётом их возрастных
и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому и
художественно-эстетическому.
При разработке Программы МБДОУ определяет продолжительность пребывания детей в МБДОУ – 10,5 часов (группы полного дня). Режим работы МБДОУ с 07:30 до 18:00 ежедневно, кроме выходных и праздничных дней. Программа реализовывается в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.
Согласно Федеральному закону «Об
образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее –
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дошкольное
образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим,
основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются
ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности,
отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
По своему организационно-управленческому
статусу данная Программа, реализующая принципы Федерального государственного
стандарта РФ (далее по тексту Стандарта), обладает модульной структурой.
Характер Программы раскрывается через
представление общей модели образовательного процесса в учреждении, возрастных
нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания
образовательной деятельности осуществляется в соответствии с направлениями
развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области,
содержание образовательной деятельности, равно как и организация
образовательной среды, в том числе предметно‑пространственная и развивающая
образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается
основная общеобразовательная программа МБДОУ.
Данная Программа опирается на
междисциплинарные исследования природы детства как особого
культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный
подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную
психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику
достоинства и педагогику сотрудничества.
Согласно историко-эволюционному,
культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте
предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к
ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает
собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной
деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и
смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим
ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.
Программа направлена на создание
социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий,
открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него
доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития,
развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и
возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими
детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
Социальная ситуация развития определяется
местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно
возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся
образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.
Формируемая социальная ситуация развития
выступает как источник социализации и развития личности ребенка, определяет
уклад жизнедеятельности дошкольника, включая формы и содержание общения и
совместной деятельности ребенка в семье и в образовательной организации.
На основе Программы на разных возрастных
этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая
образовательная среда.
Мотивирующая образовательная среда
предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные
(гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения,
гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и
межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая
педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия
детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности,
соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам
развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия
образовательной деятельности.
Содержание Программы отражает следующие
аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
- предметно-пространственная развивающая
образовательная среда;
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими
детьми;
- система отношений ребенка к миру, к
другим людям, к себе самому.
Содержание Программы в
соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел
Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях –
социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической,
физической.
Программа определяет примерное содержание
образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и
другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со
взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская
(исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и
взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице),
– конструирование из разного
материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и
понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями)
формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание
коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с
ограниченными возможностями здоровья в общество.
Содержательный раздел состоит из двух частей:
1) обязательной части, объем которой составляет не
менее 60% от ее общего объема,
2) части, формируемой участниками образовательного
процесса, объемом не более 40%
Организационный раздел Программы описывает систему
условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения
целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров,
а также особенности организации образовательной деятельности, а именно
описание:
– психолого-педагогических, кадровых,
материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей
предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной деятельности разных
видов и культурных практик,
– способов и направлений поддержки детской инициативы;
–особенностей взаимодействия педагогического
коллектива с семьями дошкольников,
– особенностей разработки режима
дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей, их специальных образовательных потребностей.
В соответствии с Программой описание традиционных
событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных
особенностей включено в часть, формируемую участниками образовательных
отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по
развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и
психологической диагностики развития детей, а также качества реализации
основной общеобразовательной программы МБДОУ. Система оценивания качества
реализации программы МБДОУ направлена в первую очередь на оценивание созданных МБДОУ
условий внутри образовательного процесса.
Программа реализуется на русском языке –
государственном языке Российской Федерации.
Сроки получения дошкольного образования - Сроки
получения дошкольного образования установлены в соответствии с ФГОС ДО и Устава
ДОО (с 3-7 лет).
Состав контингента детей - В ДОУ функционирует 5 групп
дошкольного возраста. Плановая наполняемость 138 мест.
Программа может корректироваться в связи с
изменениями нормативно-правовой базы дошкольного образования; образовательного
запроса родителей (законных представителей) воспитанников; видовой структуры
групп.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию
и развитию.